Формирование интернет-мышления: поисковые системы способствуют завышенной самооценке

Поисковые системы приучили людей к постоянному поиску информации в сети интернет. Людям стало казаться, что они больше знают, чем есть на самом деле.

mg style="float: left;" title="Поисковые системы в Интернете приводят к завышению самооценки" src="//lie.kz/uploads/posts/2015-04/1428633242_28-poiskovye-sistemy-v-internete-ne-na-polzu.jpg" alt="Поисковые системы в Интернете приводят к завышению самооценки" />

В результате научного эксперимента исследователи Йельского университета пришли к выводу: активное пользование поисковыми интернет-сайтами создаёт опасную иллюзию эрудированности при отсутствии реальных знаний, что негативно влияет на способность принимать адекватные решения.

Научные сотрудники отделения психологии Йельского Университета провели масштабное исследование при участии более тысячи добровольцев из студенческого актива университетского комплекса.

 

Во время эксперимента для испытуемых создавалась ситуация экзамена, в процессе которого подопытные были разделены на две группы:

  1. Первым при подготовке к ответу на вопрос можно было использовать интернет.
  2. Другим же участникам предоставлялись источники ответов на бумажных носителях – рефераты, книги и листы бумаги с напечатанным текстом.

Участники первой группы, активно использовавшие поисковые сайты, проявляли большую самоуверенность в собственных знаниях по сравнению с представителями второй группы, хотя их осведомлённость по конкретно заданному вопросу оказалась довольно сомнительной.

Во время смоделированной ситуации испытуемым из обеих групп задавали второй вопрос, не связанный с тематической направленностью «экзамена», например: «Почему в облачную погоду ночи теплее?»:

  • Активные пользователи интернета по-прежнему лидировали в попытках озвучить наиболее правдоподобный ответ,
  • Студенты из второй группы обнаружили больше здравого смысла, трезво оценивая свои познания.

По мнению профессора психологии Йельского университета Фрэнка Кейла, состояние «активного пребывания в режиме поиска» оказывает определённое влияние на человека даже после окончания сессии на поисковых сайтах, создавая иллюзию отсутствия границ между его знаниями и знаниями всего человечества.

Безусловно, подобная иллюзия весьма опасна, когда человеку необходимо принять верное решение, адекватно оценивая свои возможности и представления о реальности.