Речь как средство коммуникации

Лингвисты и психологи, изучающие вопросы коммуникации, пришли к выводу о том, что для обмена информацией люди используют различные системы знаков, одной из которых является язык. Рассмотрим

trong>речь как одно из средств коммуникацииЛингвисты и психологи, изучающие вопросы коммуникации, пришли к выводу о том, что для обмена информац
ией люди используют различные системы знаков, одной из которых является язык. Речь представляет собой конкретную реализацию абстрактных языковых средств. Передача сообщения от адресанта к адресату может происходить с помощью вербальных или невербальных приемов общения.

  • В процессе словесной коммуникации люди используют систему языковых знаков или передают информацию с помощью жестов, мимики, телодвижений и др. В данном случае в процессе коммуникации задействованы ресурсы другой системы знаков – невербальной.
    Речь – эффективный способ передачи информации
    Сравнив вербальные и невербальные формы коммуникации, лингвисты и психологи пришли к выводу о том, что речь является универсальным средством общения. Именно с помощью речевой коммуникации можно донести до собеседника информацию с наименьшими искажениями.
    Механизм общения
    Во время дружеского разговора или деловой беседы между людьми происходит обмен сведениями, данными, мыслями, чувствами и др. Но это лишь внешние проявления вербальной коммуникации. В сознании участников общения происходят более сложные процессы: кодирование и декодирование данных.
    Две стороны
    Любые формы общения предполагают наличие двух сторон: говорящего (коммуникатора, адресанта) и слушающего (реципиента, адресата), которые в процессе коммуникации могут меняться местами. Коммуникатор продумывает то, что он хотел сказать, а затем «кодирует» сообщение, иными словами: воплощает свой замысел с помощью средств языковой системы. Реципиент понимает, о чем идет речь, декодируя полученную информацию.
    Понимание
    Общение можно считать успешным, если в результате обмена мнениями было достигнуто взаимопонимание сторон. Чтобы полностью убедиться в этом, говорящий и слушающий должны поменяться ролями. В таком случае адресат получает возможность высказаться, а адресант может убедиться, была ли достигнута основная цель коммуникации.
    Именно поэтому диалог (полилог) считается более продуктивной формой общения, чем монолог.
    Схема общения
    Лингвисты, психологи и представители других наук, для которых процесс коммуникации является основным объектом исследований, разработали несколько моделей обмена информацией.
    Общепринятая схема выглядит следующим образом:
    • Коммуникатор (тот, кто осуществляет передачу информации)
    • Сообщение (высказывание говорящего)
    • Способ (в какой форме проходит общение - устная, письменная и т.д.)
    • Аудитория (кому именно адресовано сообщение)
    • Результат (является ли коммуникация эффективной, были ли достигнуты цели)
    В зависимости от того, какую задачу ставит перед собой коммуникатор в начале речевого общения, он может выбрать одну из трех позиций:
    • Открытую (говорящий является убежденным сторонником того, о чем идет речь)
    • Отстраненную (сухое изложение фактов, нейтральная позиция адресанта)
    • Закрытую (коммуникатор не афиширует свою точку зрения)
    Поведение и другие особенности аудитории также попали в поле изучения научных деятелей. Была установлена закономерность: публика гораздо лучше воспринимает фактически обоснованную информацию, чем сообщения, сделанные в ультимативной форме.
    От того, насколько правильно с точки зрения логики построения и других аспектов был выбран текст сообщения, напрямую зависит эффективность процесса коммуникации.

А Вы легко контактируете как с близкими людьми, так и с коллегами, партнерами?

Похожие публикации

Жесты и мимика не бывают случайны, они всегда сообщают что-то о состоянии человека. Если вы хотите лучше понимать собеседника, не упускайте из
Различия в языке жестов мужчин и женщин. Особенности мимики и жестикуляции разных людей.
Большинство людей совершенно недооценивают роль жестов и мимики в общении, уделяя больше внимания словам. Однако, именно основываясь на невербальных
Невербальное общение – это важная и неотъемлемая часть процесса коммуникации. Мимика, жесты, движения, интонация и тон голоса, взгляд –
Как известно, общение – это целенаправленный процесс развития и установления контактов между людьми, который возникает вследствие потребности в
Потребность в общении человек испытывает на протяжении всей жизни. Многие люди, лишенные возможности обмениваться информацией с окружающими, ощущают
7 комментариев
  1. Марина
    В детстве, когда моя мама была недовольна моим поведением, то свое недовольство она выражала используя "невербальный прием общения". Проще говоря, могла так на меня посмотреть,что вытворять что-либо подобное мне уже не хотелось. Так что "средством коммуникации" служит не только речь.
  2. алла
    Работаю постоянно с людьми и прекрасно знаю, как важно, чтобы человек умел говорить в любой ситуации! Иногда приходят, а двух слов связать не могут, с такими людьми тяжело общаться!
  3. Ирина
    Наверное, для успешного общения людям нужны такие знания, чтобы применять их на практике и контролировать свою речь. Это искусство уметь говорить и уметь слушать, тогда и общение будет приятным, будет достигнуто взаимопонимание. А ещё надо уметь слышать себя, бывает так чуднО слушать свою речь, записанную на магнитофон, кажется что я разговариваю совсем не так.
  4. Вика
    Эти принципы можно с успехом применять не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности, например, в преподавании. Намного эффективнее для усвоения знаний проводить не лекции, а интерактивные занятия с вовлечением аудитории в обсуждение темы.
  5. Катя
    Честно говоря завидую тем людям, которые умеют хорошо общаться, без смущения, на улыбке, которые знают что и как, когда казать. Это очень важно, особенно в работе. Это 90% успеха умение общаться. Я считаю, что это врождено, хотя можно и научится. Но от комплексов при общении тяжело избавится. Или у тебя есть комплексы или их нет. А потом переделать себя трудно.
  6. Борис
    В нашей семье никогда не кричали, но выразительный взгляд родителей решал всё. А вообще надо уметь слушать, тогда и общение состоится.
  7. Татьяна
    Правильно говорить не каждый умеет. Я ходила на курсы делового общения.

Добавить комментарий