Разные уровни общения – разный контекст высказываний

В процессе коммуникации партнёры используют разные уровни общения, имеющие свои отличительные черты. Для эффективного взаимодействия нужно знать особенности каждого уровня.

Разные уровни общения

В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями.
Пифагор.

Чтобы понимать друг друга правильно, людям следует не только разговаривать на «одном языке», но и взаимодействовать на одном уровне. В статье описаны основные уровни общения, указаны их особенности. Ознакомившись с этой информацией, человек сможет анализировать процесс коммуникации, что поможет устанавливать продуктивные взаимоотношения.

Разные уровни общения: как людям понять друг друга

Общение является основой любого человеческого взаимодействия. Существуют разные уровни общения. В процессе обмена информацией людям следует обязательно учитывать этот факт. Это поможет настроиться с партнёром «на одну волну» и наладить конструктивный контакт, правильно понять собеседника и воспринять его слова максимально объективно.

Особенности разных уровней общения

Среди всего разнообразия вербального взаимодействия психологи выделяют шесть уровней общения. Каждый из них имеет свои особенности, использует разные психологические приёмы и методы влияния на партнёра, типичные слова и фразы.

Рассмотрим их подробнее:

  • Примитивное общение - характеризуется низкой заинтересованностью в результате коммуникации.

Собеседник не волнуется о том, насколько правильно будут восприняты его слова и адекватно понята суть высказывания. Он не заинтересован в налаживании контакта. Характерные черты такого общения:

  • Скудный словарный запас.
  • Быстрый темп речи.
  • Надменная позиция в отношении собеседника.
  • Партнёр по общению не воспринимается как личность с собственным мнением.
  • Низкий уровень культуры общения.

Пример такого общения – контакт с пьяным, грубым, либо невоспитанным человеком. При взаимодействии с такой личностью не стоит поддаваться эмоциям и переходить на её уровень. Есть высокая вероятность того, что это закончится конфликтом. Говорить следует спокойно, чётко, вежливо, но достаточно твёрдо, в некоторых ситуациях даже жёстко. Слишком дружелюбное обращение в данной ситуации неуместно.

  • Манипулятивное общение предполагает, что партнёр воспринимается не как личность с собственными интересами и потребностями, а как инструмент достижения определённых целей другого человека.

Собеседник о своих желаниях и взглядах не заявляет прямо. Он использует завуалированные манипулятивные способы (лесть, угрозы, намёки), чтобы собеседник сам предложил выгодное для него решение.

Этот уровень общения широко используется в быту, а также в деловой сфере. Для некоторых профессий, таких как политики, дипломаты, менеджеры, продавцы, манипулятивное общение является приемлемым. В личных отношениях оно мешает наладить искренний контакт, поэтому его следует избегать.

  • Деловое общение – предусматривает серьёзную атмосферу, отсутствие фамильярности.

Собеседники внимательно слушают друг друга, пытаются максимально точно и адекватно интерпретировать суть сказанного. При этом уровне общения обязательно соблюдается определённая дистанция, субординация. Разговор ведётся очень вежливо, в соответствии с правилами этикета. Уровень делового общения зависит от статуса собеседника и конкретной обстановки.

Деловое общение может использоваться не только в рабочей ситуации, но и в личных отношениях для улаживания споров. Собеседники руководствуются рациональными доводами, а не эмоциональными порывами. Это помогает решить конфликт на ранних стадиях.

  • Игровое общение используют в своём взаимодействии люди, позитивно расположенные к собеседнику.

Для него характерна шутливая несерьёзная форма, неформальная обстановка, эмоциональность, использование юмора. Собеседник, инициирующий игровой уровень общения, заинтересован в установлении контакта с партнёром.

  • Духовное общение является самым высоким уровнем взаимодействия людей.

При такой коммуникации партнёр воспринимается как личность, индивидуальность с неповторимым внутренним миром. На таком уровне общаются близкие люди, друзья, родные. Для него характерно максимальное раскрытие собственной личности и погружение в духовные переживания собеседника, доверительное отношение к нему. Духовное общение исключает лицемерие, неискренность, недомолвки и элементы манипуляции.

  • Общение на «уровне масок» широко используется в обществе, чтобы создать определённое впечатление на окружающих.

В действительности же человек не переживает демонстрируемые эмоции. Это формальное общение, служащее для поддержания социальных контактов. Исполняя определённую социальную роль, человеку приходится использовать «маски». Продавец в магазине будет улыбаться покупателям, даже если в данный момент ему грустно.

При помощи масок устанавливаются формальные контакты. Постоянно используя в общении с окружающими «маски», человек теряет собственную индивидуальность.

Особенности делового общения

Оптимальным уровнем общения для рабочей обстановки является деловой. В ряде ситуаций оправдано использование манипулятивного уровня и коммуникации на «уровне масок».

Неприемлемо в деловой ситуации использовать примитивный и игровой уровень. Неуместно в большинстве случаев и духовное общение.

Можно сделать выводы, что чем быстрее и правильнее удастся определить, какой уровень общения следует использовать в актуальной ситуации, тем успешнее и продуктивнее будет диалог.

Опрос: А на каком "уровне" обычно Вы общаетесь с Вашим собеседником?

Похожие публикации

Рассматриваем, что означают разные позы, жесты и мимика. Где взять информацию для их изучения, на что обратить внимание, как и где можно применять на
Далеко не все люди могут без проблем общаться с другими и тут же располагать к себе. Из-за этого у них могут возникать самые разные проблемы и
Австралийский писатель Аллан Пиз приобрёл всемирную популярность благодаря своим книгам, в которых он обратил внимание людей на то, что невербальная
Женщины часто жалуются на то, что мужчины их не понимают. Мужчинам женские разговоры кажутся нелогичными и пустыми. Почему же возникают такие
Человеческое общение базируется на некоторых этических принципах, нормах и правилах. Без их соблюдения общение скатится до удовлетворения собственных
Общение присутствует в жизни каждого человека: люди постоянно обмениваются различной информацией, которая имеет разные цели и темы. Но существует ли
6 комментариев
  1. карина
    Работаю кассиром и не имею права грубить или высказываться негативно в ответ покупателю, почему же не сделают закон, чтоб покупатель тоже не имеет право высказываться в сторону персонала !а ведь еще бывают покупатель которые переходят на личность и обзываются нехорошими словами !
  2. conqueror
    Вот здесь-то психология и учит взаимодействовать между разными уровнями общения собеседников. Т.е. всегда нужно пытаться найти компромисс - договариваться вобщем))
  3. Жанна
    Еще манипулятивное общение часто используют продавцы. Их коронная фраза в таком случае: "Ну это очень дорогая вещь". Как бы говоря нам, вам это не по карману. И человек зачастую хочет доказать себе, что ему это по карману. А продавцу только это и надо.
  4. Анастасия
    Если работа связана с людьми, то знать как с ними взаимодействовать очень полезно. Мне по работе приходится общаться иногда с такими неадекватными, что в обычной жизни я бы обходила их стороной. Поэтому важно выбрать тон беседы и немного "спуститься" на его уровень, чтобы тебя поняли правильно.
  5. Татьяна Николаевна
    Да, очень часто встречаю именно такую типологию уровней общения на сайтах. Выделено психологами и вроде бы все верно. Только вот в жизни отследить когда какой из уровней работает - очень сложно. Это в идеале на работе - деловой, с семьей духовный, в транспорте примитивный и дальше по списку. В жизни все не так, и из-за этого много конфликтов и неприятных ситуаций!
  6. Рената
    Работаю в турфирме, в день общаюсь не менее, чем с десятком людей, и к каждому нужно найти подход и использую иногда разные стили общения. Это не та сфера, где удается постоянно придерживаться делового стиля, клиенты разные и приходится лавировать.

Добавить комментарий