Жизненный сценарий формирования личности

В статье говорится об этапах формирования личности человека с самого детства.

Люди постоянно делают множество выборов. Человек решает, куда пойти сегодня, звонить ли самому или ждать звонка, отправить ли ребенка в школу или еще рано, найти ли другую работу, изменить ли жизнь? Если решение очень глобальное и серьезное, нам труднее его принять, так как велика ответственность, при этом мы менее свободны в своем выборе. Люди, думая, что это они сами выбирают образ жизни, семью, профессию, в действительности воспроизводят неявный сценарий, а потом считают его судьбой.


Это судьба? Кем создается сценарий? Возможно ли его переписать? Нужно ли это?
Формирование характера начинается в детстве и продолжается до самой смерти.
Анна Элеонора Рузвельт
Формирование успешной личности
Формирование успешной личности



Создание сценария

Жизненный сценарий начинает создаваться еще до того, как мы родились. Например, мать совсем молодой думает, что ее сын обязательно будет врачом или отец хочет, чтобы дочь занялась семейным бизнесом. Имя, которое дали ребенку, тоже влияет на жизнь, особенно если его назвали, например, в честь дедушки, важного события или известного человека.

Основной жизненный сценарий закладывается в первые пять лет жизни. В это время дети запоминают различные «хорошо», «можно» и «нужно», а также «плохо» и «нельзя». Ребенок в этот период подсознательно понимает, какая будет у него семья. Мальчик знает, какой характер должен быть у его жены, а девочка знает, какой характер должен быть у ее мужа. Ребенок представляет, сколько детей будет в его семье.

В этот момент у детей закладывается доверие к миру или наоборот недоверие. Ребенок решает, будет ли он много учиться и работать или наоборот не будет учиться и работать. У мальчика закладывается отношение к женщинам, а у девочки к мужчинам, у них обоих – отношение к детям. Иногда в это время возникает любовь к определенной музыке или виду спорта.

Сценарий формируется, когда ребенок наблюдает за поведением родителей, иногда других родственников. Их слова также влияют на сценарий, но в меньшей степени. Поэтому, если отец бьет мать, трудно привить мальчику уважительное отношение к женщинам, что бы ему не говорили. Также для формирования роли в жизни важно отношение родителей и сверстников к ребенку. Став взрослыми, часто превращаются в успешных людей те дети, родители и сверстники которых любили их, доверяли им, верили в них. А если мать и отец говорят ребенку: «Ты дурак», «У тебя ничего не получится», «Вечно от тебя одни неприятности», «Ты лодырь» и тому подобные вещи или друзья дали ребенку обидное прозвище – это может оказать на него неблагоприятное психологическое влияние. Тяжелее всего приходится детям из неполной семьи и детям, родители которых не хотели их рождения.

Что происходит потом? Сценарий доделывается и дополняется. Человек приучается к положению хорошего или плохого ученика в начальных классах и таким образом формирует свою профессиональную успешность. Будучи подростком, он определяет свой статус в обществе: лидер или подчиненный. А в юношеском возрасте люди учатся любить и вступать в близкие отношения. Когда человеку исполняется двадцать один год, сценарий уже написан. Есть ли возможность его поменять? Поговорим еще раз о создателях сценария.

Создатели сценария


  1. Жизнь родителей – важное условие, которое формирует структуру семьи: взаимодействие у женщин с мужчинами, а у мужчин с женщинами, отношение к детям, а также поведение в обществе: если жизнь родителей очень плохая, то дети решают никогда ее не повторять, (что сложно сделать), если же жизнь семьи детям нравится, то они начинают копировать родителей (проклятье родителей или благословение).
  2. Отношение родителей к детям – это условие, которое очень влияет на ребенка в начале жизни. Оно делает его в дальнейшем удачливым или неудачливым: если родители верят в ребенка – он становится победителем и наоборот если не верят – неудачником.
  3. Общение со сверстниками – оказывает на ребенка влияние все детство и молодость. В раннем детстве дети в зависимости от него оценивают других детей, решают, хотят ли они общаться со сверстниками. В отрочестве ребенок решает, свой он или чужой для других детей, лидер или ведомый. В юности дети определяют свою степень близости с другими людьми. Таким образом у человека формируется восприятие себя.
  4. Личные знания – это собственные победы и поражения, в результате которых люди определяют свое положение в мире и свои способности.


Изменения в сценарии

Переходный возраст при формировании личности
Переходный возраст при формировании личности
Когда человеку исполняется двадцать один год, у него уже есть четкое представление о том, какой он и какой будет его жизнь. Однако до двадцати восьми лет сценарий будет меняться, поддаваясь влиянию важных событий жизни: создание семьи, появления детей, решающих перемен в работе. Но такие яркие события случаются не у всех. Вполне возможно, что жизнь изменится, но чаще всего люди начинают верить в судьбу, думая «так и должно быть», когда создают семью с нелюбимым человеком или когда никак не могут сделать карьеру. Это время очень значимое, так как сценарий жизни начинает полностью принадлежать вам.

Альфред Адлер, известный психолог, первый придумал теорию жизненных сценариев. По его мнению, сценарий закладывается до пяти лет и потом не меняется. Единственная возможность изменить сценарий состоит в работе с психотерапевтом. Он воспринимал сценарий как некоторый стиль жизни, стоящий на нескольких основных установках, например, «я победитель», «основное в жизни – работа». Знание об основной установке у взрослого сохраняется как первое воспоминание его детства. В связи с этим, Адлер придумал способ работы с этими воспоминаниями.

Способ работы с детскими воспоминаниями


  1. Какое ваше самое раннее воспоминание? Это не то, что вы слышали от кого-то о своем детстве, а то, что вам запомнилось самостоятельно.
  2. Обдумайте воспоминание: отметьте, сколько в нем участников, вспомните детали. Также вспомните свой возраст и где происходит это событие.
  3. Каковы ответы на вопросы: Кто самый важный взрослый человек в этом воспоминании? Его действия? Ваши желания? Они выполнены? В чем ваша цель? С помощью кого (или чего) она достигается? Какое состояние у вас преобладает?

Зрелость — это прежде всего формирование внутреннего нравственного чувства, которое подсказывает человеку, что хорошо, а что плохо.
Борис Акунин. Квест

Расшифровка воспоминания

Решающее воздействие на создание вашего сценария жизни имеет самый важный взрослый человек из вашего воспоминания. Его высказывания вы считали истиной, его мысли о вас создали ваше личное мнение о себе. Почти всегда в этой роли выступают члены семьи, но иногда это почти незнакомый человек. Тогда люди, имеющие такую социальную роль или внешность, или профессию, имеют большое влияние на вашу жизнь. Ваши главные желания в жизни отражены в вашем состоянии во время воспоминания, а также в ваших желаниях и цели.

Например, если вы во время воспоминания с удовольствием обедаете, то у вас склонность к оптимизму и стремление удовлетворять простые потребности жизни: пища, сексуальные желания, зарабатывание денег, рождение детей. Если же девушка выходит замуж без любви, то она либо копирует свою мать, либо считает себя недостойной взаимной любви.

Но не стоит считать ситуацию безнадежной. Это ваша жизнь, и можно изменить сценарий в том месте, где он ведет вас к плохому.

Способы изменить 'плохой' сценарий


  1. Есть ли у вас в жизни постоянно повторяющиеся случаи? Или ситуация, которая тянется давно и не нравится вам? К примеру, все мужья бросают вас, вы не можете сделать карьеру, сложности с детьми.
  2. Какую пользу вам приносит такое положение? Даже если вы очень страдаете от такого положения вещей, оно приносит вам какую-то выгоду. К примеру, жена чувствует близость с мужем только тогда, когда он ее бьет, и поэтому не уходит от него.

    Вопросы, которые помогут осознать такие вещи:
    - Что положительного дают тебе эти события?
    - Что отрицательного дают тебе эти события?
    - Если они исчезнут, что положительного появится в твоей жизни?
    - Если они исчезнут, что отрицательного появится в твоей жизни?

  3. Осознайте, что как вы живете сейчас, вы жить умеете. Хотите ли вы что-то изменить?
  4. Осмыслите, кто, когда и каким образом навязал вам такой образ жизни, опираясь на первую часть статьи, где перечислены возможности принятия таких решений. Когда вас заставили, например, чувствовать себя неудачницей, некрасивой, жертвой и т.п.
  5. Что вы предпринимаете для того, чтобы эти события случались? Вы всегда совершаете выбор – осознав возможность выбора, можно убрать сценарий. Но теперь вы будете делать выбор осознанно.
  6. Теперь осознайте, что нужно предпринимать или не предпринимать, чтобы события жизни складывались по вашему желанию.


Заключение

Удачи вам в управлении своей жизнью!

Похожие публикации

Миллениалы - кто это? Что за Поколение Y? Каковы черты характера и особенности этих людей?
Почему оптимизм и гибкость – это залоги успеха в любом деле.
Рассматриваем такой тип характера по классификации акцентуаций, как неустойчивый. Что за люди с данным характером, каковы их особенности поведения.
Особенности психастенического типа характера у людей или, как найти ключик к психастенику? Советы психолога.
Известные психологи нередко говорят о том, как характер влияет на нашу жизнь. На просторах всемирной сети вы сможете найти огромное количество

Добавить комментарий